Термин «прописка» – пережиток давно забытого прошлого. Но так уж повелось, что существующую процедуру регистрации все продолжают называть этим словом. Как и любая бюрократическая операция, она может вызвать немало трудностей у неподготовленного человека. Поэтому так важно предварительно ознакомиться с теорией. Итак, как прописаться в квартире после покупки?
Содержание статьи:
- Общий алгоритм прописки
- Какие документы нужны для прописки?
- Прописка в разные типы недвижимости
- Новая квартира
- Прописка в новостройке
- Чужая квартира: приватизированная и неприватизированная
- Прописка без присутствия собственника?
Общий алгоритм прописки
В общем случае весь алгоритм оформления регистрации можно уместить в 6 простых шагов:
- Заполнение заявления для снятия с регистрации. Такую операцию должны сделать все желающие прописаться. С учетом возможных ошибок, такая процедура может затянуться на несколько часов.
- Снятие с регистрации. Конечный результат – получение необходимых документов для дальнейших шагов.
- Оформление заявления для новой прописки. Важно сделать этот шаг после пунктов 1-2. В противном случае люди часто путают документы, бланки и наживают себе дополнительных проблем.
- Военнообязанные должны встать на учет в новом военкомате.
- Регистрация и связанная с ней подача документов. Набор документов разнится в зависимости от типа жилья, куда хотят прописаться. Более детально о каждом случае – несколько ниже.
- Получение документов. Тут все просто – в заранее оговоренный день приходите и забираете свои документы.
Какие документы нужны для прописки?
В случае приватизированной квартиры для постоянной регистрации необходимы следующие документы:
- военный билет;
- заявление о регистрации;
- документ, который способен подтвердить ваши права на жилплощадь (к примеру, договор купли-продажи или свидетельство о регистрации);
- согласие на такую процедуру других собственников квартиры (если такие есть);
- лист убытия с места предыдущей регистрации;
- паспорт.
Типичный срок рассмотрения обращения – 3 суток. После принятия решения у вас могут на 1-2 дня забрать паспорт для нового штампа.
В случае с муниципальной квартирой, общий список официальных бумаг может несколько отличаться. Он выглядит следующим образом:
- заявление (форма №6);
- договор социального найма;
- согласие на такую процедуру всех зарегистрированных жильцов;
- 2 паспорта: нанимателя социального жилья и прописываемого;
- военный билет;
- лист убытия.
Для временной прописки список документов практически ничем не отличается. Вся разница в том, что не происходит снятие с прошлого места регистрации. Ну и штамп в паспорте здесь не нужен. Если вы передислоцируетесь в пределах одного субъекта РФ, то нет необходимости оформлять временную прописку.
Для военнообязанных процедура несколько усложняется. После заполнения карточки регистрации, необходимо встать на учет в новом военкомате, предварительно уладив все вопросы со старым. Иногда паспортные столы требуют совершить эту процедуру до начала процедуры прописки. Такие требования являются незаконными. В военкомат вы уже должны прийти с карточкой регистрации (форма №9) и заявлением (форма №6).
Для регистрации ребенка понадобятся следующие документы:
- заявление о регистрации;
- паспорт/паспорта родителей;
- свидетельство о браке (при его существовании);
- свидетельство о рождении;
- документы, которые подтвердят прописку родителя (родителей) по указанному адресу.
Законодательство РФ однозначно говорит о том, что ребенок прописывается, как минимум, с одним из родителей. Для осуществления такой процедуры требуется только их согласие.
Для новорожденных (дети, которым меньше 1-го месяца) существует упрощенная процедура регистрации. Тут достаточно согласие любого из родителей. Из документов необходим лишь паспорт родителя, а также документ подтверждающий рождение ребенка.
Прописка в разные типы недвижимости
Новая квартира
Отвечая на вопрос, как прописаться в новой квартире, необходимо понимать, что не так уж и важен путь (подарок, покупка, наследство), каким вам досталось жилье. Вся разница будет заключаться лишь в документе-основании. Остальной порядок действий будет идентичен:
- Выписаться. Согласно российского законодательства, паспортный стол должен вас выписать сам, когда вы пропишетесь в новом месте. Иногда они отказываются это делать, но вы всегда можете настоять на своем. Правда при сложившихся обстоятельствах процедура регистрации может занять несколько больше времени: 14-30 дней. Обычно выписаться самому можно быстрее и с меньшими затратами нервов.
- Поход в паспортный стол с последующим заполнением заявления (форма №6). Детям после 14 лет также необходимо заполнить этот бланк. Параллельно необходимо подать: свидетельство о рождении (для детей после 14 лет), паспорт, официальную бумагу о праве собственности, договор-основание.
- На этом этапе военнообязанные должны уладить все возможные проблемы с военкоматом.
- Проверка заявления и документов. Ответственный сотрудник забирает паспорт и назначает дату его выдачи (через 7-14 дней).
- Возвращение паспорта – завершающий этап. На этом процедура прописки завершена.
Прописка в новостройке
Участники долевого строительства могут испытывать некоторые трудности в вопросе прописки. Вся изюминка ситуации в том, что оформить регистрацию можно только при наличии документа, подтверждающего право собственности. А он оформляется далеко не сразу после сдачи дома в эксплуатацию. Подтверждено, что в некоторых случаях может пройти несколько лет. Тем временем жильцы будут своеобразными «юридическими бомжами». Исправить эту ситуацию поможет временная прописка. Для ее оформления нужны следующие официальные бумаги:
- заявление;
- договор, подтверждающий участие в долевом строительстве;
- акт ввода новостроя в эксплуатацию (можно копию);
- разрешение застройщика на проживание в письменном виде.
Временная прописка позволяет спокойно записывать своих детей в близлежащие садики/школы или регистрироваться в поликлинике.
Для получения же постоянной прописки потребуются такие документы:
- заявление;
- свидетельство о праве собственности;
- разрешение на ввод жилья в эксплуатацию;
- акт приемо-передачи квартиры от застройщика к владельцу квартиры;
- квитанция об оплате госпошлины;
- договор участия в долевом строительстве;
- поэтажный план дома и экспликация дома, выданная в БТИ;
- паспорт ;
Чужая квартира: приватизированная и неприватизированная
Если вас интересует, как прописаться в неприватизированной квартире, рассмотрим вариант, когда регистрирующийся не является никому из жильцов близким родственником. В таком случае совершеннолетним нанимателям следует направиться в ДУИ (Департамент Управления Имуществом). Именно этот орган выдает разрешение на прописку дополнительного человека. Причем это возможно, если площадь на одного жильца квартиры будет соответствовать городским нормам. В случае достаточности площади – указанный орган выдаст письменное разрешение.

Далее наниматель и прописывающийся должны совершить поход в паспортный стол. Каждый участник там напишет свое заявление. Наниматель — о своем согласии, прописывающийся – о новой регистрации. Наниматель подает следующие документы: паспорт, разрешение с муниципалитета, договор социального найма. Регистрирующемуся необходимо предоставить: свидетельство о рождении детей (при их существовании), листок убытия (если бы оформлен), паспорт.
Далее у прописывающегося забирают паспорт и возвращают его максимум через 7 дней. Если предварительно не озаботиться о своей выписке, то возврат документов обычно ограничивается 30 днями.
В случае приватизированной квартиры все несколько проще – нет необходимости посещать Департамент Управления Имуществом. Все остальные шаги – идентичны. Если прописывающийся – военнообязанный, то ему необходимо взять карточку регистрации и заявление и сначала посетить старый военкомат для снятия с учета, а потом новый для постановки на учет.
Прописка без присутствия собственника?
А как прописаться в квартире без присутствия собственника? Российское законодательство здесь предусматривает всего три варианта развития событий:
- нотариально заверенное заявление;
- нотариальная доверенность;
- решение суда.
Случай с нотариальной доверенностью достаточно прост – собственник оформляет соответствующий документ на доверенное лицо. Этот человек будет выступать от его имени. Нужна специальная доверенность. Опишите нотариусу сложившуюся ситуацию и он оформит то, что нужно.
Бывают ситуации, когда собственник не в состоянии ходить по кабинетам (к примеру, по состоянию здоровья). Тогда можно пригласить нотариуса на дом, где он и засвидетельствует заполненное собственником заявление. Если собственник не в состоянии сам написать заявление, приглашается специальный человек – рукоприкладчик. Его задача – написать на бумаге волю собственника. Рукоприкладчиком может быть любой человек. Например, сосед. Главное чтобы он был дееспособным и с паспортом.
При прописке через суд, вы должны доказать свое законное право быть зарегистрированным в конкретной квартире. Правомерные причины:
- вы живете здесь не менее трех лет. Это могут доказать соседи, управдом, старший по подъезду;
- в квартире живет (и прописано) ваше несовершеннолетнее дитя.
Несмотря на все разнообразие жизненных ситуаций, процедура регистрации в России достаточно схожа. Во всех случаях вам понадобится стандартный набор бумаг (документ о праве владения жилплощадью, согласие других собственников, паспорт) при одинаковом алгоритме действий. Вся разница только в незначительных деталях.